Проекты

Подписаться на RSS

Исследовательские работы учащихся школы по изучению экспонатов музея

«Тайна древних осколков»

Автор:

Шестопалов Евгений Александрович,

11 класс,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 7», г. Красногорск,

Московская область.



Руководитель:

Дарнопых Татьяна Вилимовна,

учитель истории «Гимназия № 7», г. Красногорск,

руководитель школьного музея «Живая история»

«Тайна древних осколков»

Предметом моего исследования стали вещественные источники, предметы материальной культуры эпохи первобытности – фрагменты глиняной посуды. Они появились в нашем музее довольно давно и были переданы ученицей нашей школы Ольгой Самойловой.

Вместе со своей матерью Людмилой Ольга участвовала в археологической экспедиции Государственного Исторического музея, и, по разрешению музея, она передала эти черепки в наш школьный музей «Живая История». Я обратился в Государственный исторический музей в отдел археологии  и выяснил , что фрагменты глиняных сосудов были найдены во время археологической экспедиции 1978 года в Рязанской области, Тюковское городище.

В моей работе описаны археологические культуры, существовавшие на территории Рязанской области в период от неолита до появления там славян (примерно в конце I тысячелетия н. э.).

Особое внимание уделялось керамике каждой культуры, особенностям керамики, по которым можно было определить происхождение фрагментов, хранящихся в нашем школьном музее.

Введение.


Цель работы – изучить историческое прошлое края по вещественным источникам. Наши задачи заключались в следующем: определить к какой культуре относятся наши осколки, характерные черты этой культуры, определить по характерным признакам керамики, к какому временному периоду она принадлежит. Изначально я решил изучить фрагменты керамики лишь для того, чтобы правильно классифицировать экспонаты в школьном музее, но впоследствии эта тема заинтересовала меня. Я читал о керамике различных археологических культур, сопоставляя её с нашими осколками.



Археологические культуры Рязанской области.


История Рязанского края по археологическим данным берет свое начало в эпоху верхнего палеолита (15 - 25 тысяч лет назад) от первых стоянок человека на этой земле. Две такие стоянки обнаружены в Спасском районе - у с. Шатрищи, а также недалеко от д. Ясаково. Еще одна стоянка обнаружена в Шацком районе у с. Пальное Ялтуново.

     Первыми, известными из летописных источников, обитателями Рязанской земли были племена угро-финской группы: мерь, весь, мурома, мещера, мордва и другие, давшие многие сохранившиеся до сего времени географические названия на территории Рязанской области.



Волосовская культура.


Волосовская культура – это неолитическая культура, существовавшая примерно в период с III по II тысячелетие до н. э. Она располагалась на территории центральной России и Поволжья, в том числе и на той территории, где были найдены наши осколки. Антропологически они представляли собой европеоидов с монголоидной примесью.

Есть три точки зрения происхождения данной культуры:

По одной - предки волосовцев мигрировали из Урало-Камского региона.  Согласно другой – сложение данной культуры произошло на территории валдайской возвышенности, после чего носители данных древностей расселились по территории Волго-Окского междуречья.  Третья версия – сложение волосовских древностей было связано с трансформацией керамических традиций населения льяловской культуры.


Развитие этой культуры началось в позднем неолите, в результате взаимодействия верхневолжской культуры с культурой ямочно-гребенчатой керамики. Население занималось рыболовством и охотой. На раннем этапе керамика круглодонная, позже - плоскодонная, прогрессирует техника кремнеобработки. Орнамент на сосуды наносился различными гребенчатыми штампами, есть отпечатки шнура, намотанного на палочку, различные ямочки. (Изображения 1, 3). В поздневолосовских слоях появляется керамика фатьяновской культуры. Поздний этап Волосовской культуры знаменовался началом обработки меди. На поселениях имеются признаки доместикации собаки и (на поздних стоянках) свиньи. Популярными украшениями были подвески из клыков животных, каменные и янтарные. Яркой характеристикой культуры были антропоморфные и зооморфные фигурки из кремня и кости (изображение 2). Захоронения производились вблизи жилищ (в вытянутом положении, позже - скорченном), на позднем этапе выделяются могильники. Развитие энеолитической Волосовской культуры продолжалось в бронзовом веке.

Волосовская культура была обнаружена в бассейне р. Оки, ниже г. Рязани и в низовьях р. Клязьмы.


 

Изображение 1. Кремневые орудия и керамика волосовской культуры.

Изображение 2. Костяные и каменные фигурки с Волосовской стоянки: 1 — голова лебедя; 2, 3 — изображения птиц; 4 — изображение животного; 5, 6, 7 — изображения человека.

Изображение 3. Неолитические орудия и ямочно-гребенчатая керамика волосовской культуры

Фатьяновская культура.


Фатьяновцы c запада вторгаются на Русскую равнину в XVIII веке до н. э. с территории Висло-Рейнского междуречья и Литвы. К этому времени здесь жили поздненеолитические племена белевской и волосовской культур. Пришельцы имели жестокие столкновения с аборигенами. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, есть также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом (боевыми топорами). Фатьяновская культура известна в основном по грунтовым могильникам - родовым кладбищам - расположенным на возвышенностях. Керамика представлена круглодонными, шаровидными сосудами. Орнамент сосудов - нарезной и штампованный узор (линии, елочки, зигзаги; на донцах солярные знаки) (Изображения 4 - 5). В погребениях часто встречаются кости домашнего скота: свиней, овец, коров, лошадей и собак. Исходя из этого, предполагают, что основным занятием населения было скотоводство. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Возможно, в зачаточном виде существовало подсечно-огневое земледелие. Кроме того, была развита металлургия меди.

Поселения фатьяновской культуры не найдены. Возможно, они располагались в труднодоступных местах (на болотах или лесных полянах) или фатьяновцы занимали существовавшие поселения местных племен. Эту версию подтверждают находки фатьяновских вещей на памятниках волосовской культуры .

Изображение 4. Глиняный сосуд фатьяновской археологической культуры эпохи бронзы. II тыс.до н.э. Из раскопок в ближнем Подмосковье

Изображение 5. Археологические памятники Фатьяновской культуры

Поздняковская культура.


Поздняковская культура — археологическая культура племён бронзового века, обитавших в середине 2-го—начале 1-го тысячелетия до н. э. в Среднем и Нижнем Поочье, Волго-Окском междуречье и западной части Среднего Поволжья.

Названа по поселению у села Позднякова Навашинского района Нижегородской области. Некоторые учёные связывают поздняковскую культуру со срубной культурой. Племена поздняковской культуры сыграли значительную роль в складывании городецкой и дьяковской культур. В конце 2-го тысячелетия до н. э. в поздняковской культуре появились признаки культуры финноязычных племён — глиняная посуда с «текстильными» отпечатками. На территории Республики Мордовия памятники поздняковской культуры известны в Теньгушевском (у села Куликово и Кураево), Краснослободском (села Шаверки), Ардатовском (села Жабино) и других районах.

Население занималось скотоводством (разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней), металлообработкой. Земледелие, вероятно, играло вспомогательную роль. Наряду с металлическими орудиями пользовалось каменными (скребки, наконечники стрел и др.), глиняными сосудами баночной, острорёберной и горшковидной формы с плоским или (реже) округлым днищем, орнаментированными «жемчужинами» (выпуклости, выдавленные изнутри сосуда), оттисками зубчатого штампа, прочерченного линиями и ямками (изображение 6). Характерны глиняные грузики цилиндрической или усечённоконической формы, украшенные несложным орнаментом (изображение 7). Жилища — неглубокие полуземлянки столбовой конструкции, размером от 30 (Шаверское; см. Шаверские поселения) до 150 м2 (Шокшинское поселение) с 1 или 2 очагами в центре. Преобладал погребальный обряд — захоронение в скорченном или вытянутом положении в курганных и грунтовых могильниках.      

2 копейки 1871 Екатеринбургский монетный двор отчеканил в размере 7 057 500 экземпляров. Это была монета с весом в 6,56 гр., диаметром 24,3 мм. Рубчатый гурт имел третий номер.

На аверсе двухкопеечной монеты мы видим герб, измененный во времена царствования императора Александра II. Двуглавый орел, изображенный на гербе, больше соответствовал канонам геральдики , издавна принятым в Германии. Реверс несет информацию о номинале, годе чеканки и монетном дворе, где была выпущена монета и все это в обрамлении венка, связанного лентой.

Исследовательская работа «Ценности современной молодежи»

Введение:

Цель исследования – изучение жизненных предпочтений и ценностей современной молодёжи.

По статистике, численность молодежи – 31,6 млн. человек в Красногорске.

    Молодежь – основной носитель интеллектуального,

творческого потенциала общества, она способна

быстро и основательно овладевать осваивать

новые знания, профессии, специальности.

    Наши задачи:

   1) составление исследовательской анкеты

по теме: «Ценности современной молодёжи»;

   2) проведение опроса;

   3) обработка результатов;

   4) формирование исследовательских выводов.

Уровни социологии:

1.Общеметодологический, в границах которого молодежь изучается как общественное явление.

2.Специально-теоретический, в границах

которого молодежь рассматривается как специфическая соц.

демографическая группа, которая имеет свою

структуру, особенности психической

деятельности, сознания и поведения.

3.Эмпирический, который дает фактический

материал для анализа молодежи и ее проблем.

Методы социологического исследования:

1) теоретические методы:

      а) анализ;

      б) систематизация;

      в) обобщение.

  2) эмпирические методы:

      а) контент-анализ;

      б) опрос.

Молодежь в наше время.

«Ваши приоритеты на данный момент?»

На первом месте уважение людей. На втором любовь. На последним социальный статус.

Инновационная функция молодёжи -

Передача последующим поколениям знаний, опыта, традиций и ценностей.

«Ваша цель на данный момент?»

На первых местах самореализация и независимость. На последнем безделье.

«Что вы больше всего цените в людях?»

На первых позициях доброта и успешность, последние место занимает самостоятельность и внешнее привлекательность.

Трансляционная функция молодёжи. Передача последующим поколениям знаний,

опыта,традиций,и ценностей.

Функция воссоздания – сохранение и воссоздание на более высоком уровне всей системы общественных отношений

Инновационная функция молодежи – творческое развитие, усовершенствование всего, что было создано предыдущими поколениями.

1.Учащимися школы был оформлен стенд: «Роль традиций Российского патриотизма в победе над фашистской Германией.

2.Прошли встречи с ветеранами войны в Красногорском совете ветеранов. Член совета ветеранов Игошина Н.С. передала музею письма с фронта Лаврёнова В.С. и Лушагина М.В., а учащиеся школы провели исследование, работали с архивами в Красногорском военкомате и определили место гибели солдат, оформили стенд в школьном музее.

3.К 70-летию победы актив музея встретился с ветераном Великой Отечественной войны Брок-Бельцевой Г.П. – ветераном женского полка пикирующих бомбардировщиков – 125-го гвардейского полка бомбардировочной авиации имени Героя Советского Союза Марины Расковой. Галина Павловна подарила музею книгу о ветеранах полка М.Расковой. По материалам книги было проведено мероприятие в музее о летчицах гвардейского полка.

Молодёжь – возрастная группа, которая со временем займёт руководящие позиции в экономике, политике и культуре. Современная молодёжь с одной стороны ощущает себя особой группой общества, а с другой – всё более страдает от нерешенности своих специфических проблем. От того, каким образом будут решены проблемы и реализованы потенциальные возможности молодёжи, зависит благосостояние и прогресс будущего общества. От качественных характеристик молодёжи зависит судьба общества.